Введение
Гиноидная липодистрофия (ГЛ) или целлюлит представляет собой структурные изменения кожи и подкожной жировой клетчатки, проявляющиеся на поверхности тела в виде так называемой «апельсиновой корки» — участков втяжений и возвышений, которые наиболее часто локализованы в области бедер, ягодиц и живота. Подобные изменения широко распространены и встречаются у 80-90% половозрелых женщин [1].
Патогенез ГЛ полностью не установлен, однако, учитывая гендерную предрасположенность, формирование целлюлита в первую очередь связывают с различными эстроген-опосредованными эффектами, которые запускают каскад патогенетических механизмов, приводящих в сочетании с другими внутренними и внешними факторами к прогрессированию изменений в подкожно-жировой клетчатке [2].
Внутренними факторами предрасположенности к формированию внешних проявлений ГЛ считаются различия в архитектонике кожи у лиц с проявлениями целлюлита и без таковых, а именно преобладание той или иной ориентации коллагеновых волокон в подкожной жировой клетчатке [3]. Воздействие на данное звено патогенеза ГЛ кажется чрезвычайно перспективным и подтверждается значительным положительным эффектом от проведения так называемой процедуры субцизии [1], которая представляет собой микрохирургическое вмешательство и направлена на разрушение коллагеновых волокон, преимущественно ориентированных вертикально к поверхности кожи, которые, в соответствии с данными указанного исследования, являются основными предикторами развития целлюлита. Учитывая, что ГЛ развивается стадийно и далеко не все пациенты, обратившиеся с данной проблемой к косметологу, готовы к инвазивным процедурам, актуальным является поиск консервативных методов воздействия на коллагеновый матрикс кожи. Из-за способности коллагена к переориентации при воздействии внешних сил [4] перспективным методом, способным оказать воздействие в данном направлении является метод роллерной виброкомпрессии (МРВК).
Помимо возможного воздействия на коллагеновый матрикс, МРВК может обеспечить и другие эффекты: увеличение кожной температуры и микроциркуляции, увеличение притока крови к мышцам, увеличение парасимпатической активности, активизацию секреции гормонов расслабления, снижение уровня стрессовых гормонов, уменьшение боли при ее наличии, нормализацию тонуса мышц [5], – которые также могут прямо или косвенно принимать участие в патогенезе ГЛ. Таким образом, методика способна оказать не только локальное, но и общее воздействие на организм.
Несмотря на то что проявления ГЛ напрямую не связаны с избыточным весом и ожирением, уровнем двигательной активности, образом питания, существуют данные о том, что указанные параметры являются факторами риска прогрессирования ГЛ [2], поэтому их также необходимо учитывать в ходе исследования, но для изолированной оценки эффективности МРВК, мероприятия по одновременному воздействию на данные факторы риска проводиться не должны.
Целью данного исследования стало определение эффективности, переносимости и безопасности массажа с использованием МРВК аппаратом Beautylizer у женщин с различными степенями выраженности ГЛ.
Материалы и методы
В исследование вошли 50 женщин в возрасте от 24 до 42 лет (средний возраст 34,3±4,1 года) с индексом массы тела от 23,5 до 28,7 (26,4±1,2) и выраженностью целлюлита от 1 до 3 по шкале Нюрнбергера-Мюллера [6], при этом количество женщин, имевших I степень ГЛ составляло 12, II степень – 22 и III степень – 16.
Учитывая эстрогензависимый характер ГЛ, из исследования были исключены женщины с дисфункцией репродуктивной системы (по результатам оценки гормонального статуса), а также в состоянии беременности и менопаузы. Кроме того, критериями исключения служили состояния, являющиеся противопоказаниями к процедуре массажа: наличие онкологических заболеваний, воспалительные заболевания кожи и нарушения целостности кожных покровов в области воздействия, общее тяжелое состояние, вызванное заболеванием или травмой и препятствующее проведению процедуры аппаратного массажа с использованием МРВК.
Всем женщинам, включенным в исследование, выполняли 15 сеансов аппаратного массажа с использованием МРВК с интервалом в 1 день, общей продолжительностью 75 минут. Последовательность выполнения процедуры: вначале прорабатывалась задняя поверхность тела: ягодицы и бедра, голень, стопы, спина, руки; затем – передняя поверхность тела: бедра, живот, руки. Для стандартизации протокола воздействие на область ягодиц и бедер по задней поверхности проводилось по 15 минут с каждой стороны и по 5 минут с передней стороны бёдер с интенсивностью не менее 3 условных единиц по шкале чувствительности «-s», в области поясницы и живота – по 5 минут с интенсивностью 1 условная единица по шкале чувствительности «-s» со скоростью 450 оборотов в минуту. Оставшееся время равномерно распределяли по прочим указанным зонам. Процедуру выполняли с применением массажного масла производства Aroma Jazz, Россия («Виноград»).
Перед выполнением курса процедур аппаратного массажа с применением МРВК для оценки исходного состояния всем участницам исследования проводили процедуру антропометрии, которая включала изменение роста с использованием ростомера металлического с подвижным подпружиненным фиксатором РМ-1 «Диакомс» (Россия), измерение массы тела с помощью весов напольных медицинских электронных ВМЭН-150 (Россия), а также измерение окружности талии и бедер рулеткой электронной медицинской РЭМ-1400-1-И (Россия). На основании полученных результатов рассчитывали индекс массы тела, а также показатель соотношения талии и бедер. Оценка выраженности ГЛ производилась в соответствии со шкалой Нюрнбергера-Мюллера.
Анализ состава тела выполняли при помощи метода биоимпедансометрии аппаратом АВС-02 «МЕДАСС» (Россия). В исследовании учитывали значения жировой массы, нормированной по росту, долю активной клеточной массы, долю скелетно-мышечной массы, уровень внеклеточной жидкости. Корректность измерений проверяли по соответствию на шкале измерений значений тощей массы и общей жидкости.
Для оценки влияния аппаратного массажа с использованием МРВК на организм проводили повторную оценку данных параметров после восьмой и пятнадцатой процедур, а также через месяц после завершения курса.
Для объективизации возможных структурных изменений в подкожной жировой клетчатке выполняли серию магнитно-резонансных томограмм взвешенных по T1 3D и T2 в трех проекциях, в том числе с жироподавлением, с шагом 0,5 мм области бедер на аппарате Siemens (Германия) 1,5 Тл перед курсом процедур и после его завершения. При выполнении процедуры определяли толщину дермы, толщину поверхностной и глубокой жировой клетчатки верхней трети бедра с двух сторон. Для получения усредненных значений выполняли три измерения: на 7 см ниже края седалищной кости на границе между двуглавой и полусухожильной мышцами бедра, на 3,5 см латеральнее и на 3,5 см медиальнее. Затем проводили изучение трехмерной архитектуры соединительнотканных перегородок, расположенных между жировых долек с подсчетом доли параллельно- (0±15°), перпендикулярно- (90±15°) и косоориентированных (45±30°) септ по отношению к поверхности кожи в объеме подкожно-жировой клетчатки 20х20х20 мм3.
Для исключения влияния на проявления ГЛ внешних факторов, таких, как изменения в диете и двигательной активности, всех исследуемых женщин информировали о необходимости придерживаться привычной диеты и двигательной активности, не меняя их в ходе исследования. Для контроля этих параметров все женщины в течение месяца до начала исследования, а также в течение месяца после вели дневники питания с использованием приложения «Fat Secret», а также двигательной активности с использованием «Google Fit». В случае статистически значимых изменений калорийности питания или уровня двигательной активности, обследуемые подлежали исключению из исследования. Уровень двигательной активности определяли по опроснику ОДА23+ [7].
Для статистической обработки данных использовался компьютер IBM Intel Core i3 и программное обеспечение: «Microsoft Excel 2010» (Microsoft Corporation), «STATISTICA 10.0» (StatSoft Incorporation).
Для описания количественных признаков изучаемых групп проводили расчет мер центральной тенденции [8, 9].
Для качественных признаков указывали общее количество и долю (в процентах) для каждой категории [8, 9].
Для оценки эффективности воздействия при помощи МРВК в зависимости от характеристики обрабатываемых данных использовали: критерий Мак-Немара, двухфакторный дисперсионный анализ [8, 9].
Для всех производимых сравнений ошибку первого рода (а) принимали равной 0,05. [8, 9].
Результаты
Для выявления наиболее важного анатомо-физиологического и поведенческого фактора, влияющего на внешние проявление целлюлита, из числа анализируемых в исследовании, был проведен корреляционный анализ степени ГЛ от таких параметров как ИМТ, ИТБ, жировая масса, нормированная по росту, уровень внеклеточной жидкости, толщина дермы, толщина поверхностного и глубокого слоя подкожной жировой клетчатки, ориентация соединительно-тканных перегородок гиподермы, уровень двигательной активности, которые были определены перед проведением курса аппаратного массажа. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Коэффициенты корреляции степени гиноидной липодистрофии и различных анатомо-физиологических и поведенческих факторов (n=50).