0%

Новое это давно …необходимое.
RSL-скульптурирование - необходимый и обоснованный этап в коррекции целлюлита.

Лид . Восстановление микроциркуляции и качественный лимфодренаж мягких тканей является основой для эффективной коррекции любой стадии целлюлита. Эти возможности коррекции целлюлита характерны для аппаратного метода RSL скульптурирования. Полученные нами, в ходе функциональных и инструментальных исследований доказательные изменения, подробно описаны в статье.

В настоящее время, целлюлит является одной из распространенных проблем, с которыми женщины обращаются в клиники эстетической медицины. При этом проявления гиноидной липодистрофии , а именно так обозначается целлюлит , беспокоят более чем 85–98% пациенток. По данным различных источников, частота гиноидной липодистрофии варьирует от 80% у женщин в возрасте 20 -35 лет и до 95% и более у женщин старше 35 лет, что становится серьёзной медико-социальной проблемой [11,12,13]

Целлюлит (англ. cellulite, от фр. cellulite) —представляет собой косметическую проблему внешнего вида кожи, изменения которой обусловлены структурными изменениями подкожно-жировой клетчатки. Это состояние кожи не является заболеванием, не входит в международную классификацию болезней, однако создает серьезные психологические проблемы у 48-50% женщин, поэтому требует своевременной коррекции .


В настоящее время значительное количество отечественных и зарубежных публикаций посвящены исключительно вопросам уточнения патогенеза заболевания и выбора адекватной терапии.[10] При этом границы между эстетической и медицинской стороной данной проблемы размыты. Целлюлит не значится в качестве заболевания, потому что не входит в МКБ 10. Хотя в соответствии с ней гиноидная липодистрофия может быть отнесена к шифру Е 88.1 (липодистрофия, не классифицированная в других рубриках). А все методы, применяемые для коррекции ГЛД, направлены на восстановление баланса внутренней среды организма, а это уже лечение.

У целлюлита сложная этиология, являющаяся результатом сочетания многих факторов. Причины его возникновения включают гормональные факторы, генетические факторы[3][4], изменения в метаболизме, физиологии, диете, диморфной архитектуре кожи в зависимости от пола, изменение структуры соединительной ткани[2]. Ключевую роль в патофизиологии целлюлита играют ослабленные соединительные ткани, увеличенные жировые клетки и уменьшенная микроциркуляция в подкожном слое[1].

Большинство авторов указывают на нарушение микроциркуляции как первопричину данной патологии [6, 7]. Другие считают проблему вторичным явлением, возникающим вследствие сдавления сосудов гипертрофированными адипоцитами. В любом случае интенсивность жироотложения в адипоцитах зависит от скорости кровообращения, которую следует нормализовать. На начальной стадии в пораженных областях происходит изменение капилляров, приводящее к повышению капиллярного давления, увеличению проницаемости капилляров, транссудации и последующему отеку интерстиция. При плохом венозном и лимфатическом оттоке или изменении проницаемости капилляров вода задерживается в жировой ткани, усугубляя метаболические нарушения. Вместе с водой в интерстициальную ткань попадают и высокомолекулярные протеины, стимулирующие фибробласты к повышенной выработке коллагеновых волокон [8]. Кроме того, при нарастании метаболических дисфункций гипоксия и ацидоз ведут к фиброзным изменениям соединительнотканных структур, что опять же усугубляет застойные явления [9]. В условиях стаза адипоциты накапливают не только жир, но и токсины, это усиливает метаболический дисбаланс и нарушение микроциркуляции [6, 7]. Возникает порочный патогенетический круг.

В поиске новых эффективных способов коррекции целлюлита важно опираться на понимание этиологии и патогенеза заболевания и правильно определив стадию проблемы применять индивидуальное комплексное лечение.

Среди значительного количества методов коррекции целлюлита применяют следующие: наружная терапия, физические, хирургические и медикаментозные методы, которые мы успешно комбинируем и сочетаем. При этом аппаратные методы значительно превалируют в выборе из-за высокой эффективности и возможности одновременного сочетания механизмов воздействия.

Подбирая терапию пациентам нашей клиники, мы исходим не из агрессивной рекламы новомодных методов, а опираемся на знания физических свойств используемой аппаратуры для достижения максимального эффекта проводимой комплексной терапии.

Независимо от стадии и тяжести заболевания обязательно включение методов улучшающих микроциркуляцию крови и улучшающих лимфодренаж мягких тканей.[14]

Данные научной литературы дают основание полагать, что использование терапии, направленной на коррекцию микроциркуляции, является важным подходом для коррекции целлюлита у пациенток. Для этого мы изучили возможности метода RSL скульптурирования с использованием аппарата BeautyLizer.

Для получения достоверных данных и возможных изменений в ходе применения RSL скульптурирования, мы использовали инструментальные методы диагностики :пликометрию - измерение толщины жировой складки и термографию.

Благодаря оснащенности клиники оборудованием экспертного класса всем пациентам проводилось Ультразвуковое цветное дуплексное сканирование вен и артерий нижних конечностей до лечения, после 3-й и после 6-й процедуры RSL скульптурирования. Что явилось новаторским в исследовании данного метода.

Все пациенты получали монотерапию на аппарате BeautyLizer, что исключало влияние других возможных методов на получаемый результат.

RSL-скульптурирование – комбинированное воздействие виброкомпрессии вращающимися силиконовыми сферами и красного света высокой яркости (LED).

В ходе процедур использовали рекомендованную стандартизированную технику виброкомпрессии. Во время процедуры, благодаря вращающимся силиконовым сферам кожа и нижележащие мягкие ткани подвергались кратковременной компрессии (сжатию) и подъемам. RSL-скульптурирование активируют максимальное количество механорецептеров кожи, прорабатывает все слои кожи, гиподерму и даже мышцы, что усиливает предполагаемый лимфодренажный эффект.

Виброкомпрессия оказывает трофостимулирующий и сосудорасширяющие эффекты [15]. Локальное даже незначительное изменение атмосферного давления изменяет градиенты гидростатического и осмотического давлений и связанное с ними направление фильтрации жидкости через стенку кровеносного капилляра.

Локальная баротерапия изменяет направление фильтрации жидкости из крови в интерстиций. В результате увеличивается скорость фильтрации жидкости из интерстиция в кровеносное русло и лимфатические сосуды, увеличивается дренирование межклеточных пространств [15, 90] Выполнение процедуры по направлению венозного и лимфатического оттока, с предварительно отработанной компрессией в районе важных стратегических лифоузлов, способствовало значительному улучшению микроциркуляции. Сферы аппарата вращаются с регулируемой частотой, позволяющей добиться максимального комфорта во время проведения процедуры.

Среди различных методов нормализации микроциркуляции и лимфодренажа большую роль играет аппаратная физиотерапия – светотерапия.

Сочетание в одной процедуре виброкомпрессии и встроенного LED-излучения красного света – светотерапии, способствует усилению микроциркуляции и выработке коллагена и эластина. [15,26, 30, 74, 85, 90, 155]. LED излучение - один из видов лучистой энергии, который поглощаясь тканями, вызывает теплообразование. Расширение сосудов сопровождается увеличением скорости кровотока, усиливается лимфообращение. Выраженный тепловой эффект повышает обменные процессы, улучшает трофику тканей, стимулирует синтез АТФ [30].

Благодаря воздействию LED излучения, хромофоры организма (вода, белки меланин и гемоглобин), трансформируют поглощенную энергию с последующим образованием первичных биологически активных веществ: серотонин, гистамин и др. Это не может не оказывать положительные терапевтические эффекты, направленные на восстановление соединительной ткани, микроциркуляции и нейроэндокринной системы, обеспечивая противовоспалительные, липолитические, регенерирующие эффекты [57].

Процедура выполнялась стандартно в 3 этапа: разогрев, воздействие на проблемные зоны, расслабление.

Зоны воздействия: голень, передняя, задняя поверхность бедер, ягодицы, область талии . Длительность процедуры составляла 60 минут. Курс терапии у всех пациенток составил 6 процедур, процедуры проводились 2 раза в неделю.

Для сравнения результатов коррекции по признакам, имеющим разный размах варьирования, на всех этапах наблюдения вычисляли темп изменений изучаемых показателей.

При сравнении результатов коррекции целлюлита у всех без исключения пациентов можно отметить разнонаправленные изменения показателей до и после коррекции. Изменения были более выражены у пациенток с отечной формой целлюлита, имеющих в анамнезе начальные стадии венозных нарушений кровообращения нижних конечностей.

В этой группе пациентов, а их было 7, уже после 3-й процедуры, выявлены значимое уменьшение окружности голеней в среднем на 1-2 см и нижней части бедер на 2-3 см, что свидетельствует об эффективном уменьшении отеков. При осмотре можно было отметить изменение цвета кожного покрова, выражавшееся в исчезновении серовато-синюшного оттенка, кожа приобретала светло-розовый физиологический цвет. (Рис 1234)

Рис 1234 Рисунок 1.2.3.4 – Пациентка 52г. Гиноидная липодистрофия 2 степени а – до лечения; б – после 3 процедур; с-после 6 процедур.

Клинические изменения после RSL -скульптурирования заключались в уменьшении обьемов, уменьшении отечности тканей , улучшении рельефа, улучшении цвета кожи, повышении ее тонуса.

Рисунок №1
Рисунок №2
Рисунок №3
После коррекции, в результате 6 процедур у всех пациентов отмечалось уменьшение окружностей талии, ягодиц, верхней части бедер, голеней, наметилось снижение веса. Особенно выраженная положительная динамика наблюдалась при отечной форме целлюлита , отмечались достоверные изменения всех измеряемых окружностей ( ягодиц, верхней и нижней части бедер, области талии).

Все пациентки отмечали тенденцию к уменьшению веса, однако из-за вариабельности показателей, их нельзя считать достоверно значимыми.

Сравнительный анализ антропометрических показателей приведен на рисунке 4.4.3.
Не достоверными оказались также изменения данных термографии. Возможно это обьясняется отсутствием четкого деления пациентов на группы, в зависимости от стадии целлюлита или недостаточным количеством проведенных им процедур ( рекомендуемый разработчиками курс составляет 10 и более процедур). Изменения фиксировались лишь в группе пациентов с заболеваниями сосудов нижних конечностей в анамнезе.

Интересным представляется полученные данные УЗцветного дуплексного исследования вен и артерий нижних конечностей. Всем пациентам Исследованы нижняя полая (НПВ), общая подвздошная (ОпдВ) и наружная подвздошная (НпдВ), общая бедренная (ОБВ), глубокая бедренная (ГБВ), поверхностная бедренная (ПБВ), подколенная (ПКВ), задние больщеберцовые (ЗББВ), малоберцовые (МБВ), суральные (СВ), большая подкожная (БПВ) и малая подкожные вены (МПВ).

У большинства пациентов до начала исследования не было обнаружено явной сосудистой патологии. Лишь у 7 исследуемых констатирована несостоятельность перфорантных вен и сниженная скорость кровотока в поверхностных венах. В ходе процедур, уже после 3-й процедуры они отмечали уменьшение отечности, что подтверждалось обьективными замерами и субьективными ощущениями. У всех пациентов после 6-й процедуры зафиксированы изменения в виде достоверноого ускорения кровотока, преимущественно в поверхностных сосудах. Отмечено повышение венозного тонуса , что улучшает микроциркуляторную перфузию.

Для более детального анализа полученных данных требуется набор большей по численности группы и сравнение групп с различными начальными стартовыми показателями венозного и артериального кровотока.

Анализируя полученные результаты, можно утверждать , что метод RSL -скульптурирования оказывает положительное воздействие на кожу и подкожно-жировую клетчатку, значительно уменьшая отечность и обьем мягких тканей. Рис 6 и 7

Рисунок №4
Рисунок №5
Снижение показателя окружности голеней в нижней части, даже при небольшом количестве проведенных процедур, также свидетельствует о выраженном противоотечном эффекте сочетанной терапии виброкомпрессии и LED терапии.

Важным явилось доказательное изменение кровотока поверхностных сосудов нижних конечностей, что дает основание рекомендовать RLS скульптурирование как лечебный метод при патологии сосудов нижних конечностей не осложненных риском тромбообразования. Одно из главных преимуществ RSL-скульптурирование в том, что массаж не травмирует сосуды ног, а значит, варикозное расширение вен не является противопоказанием. Это особенно важно, так как большинство аппаратных методов предназначенных для коррекции целлюлита имеют ряд противопоказаний, включая сосудистные заболевания нижних конечностей.

Список использованной литературы :
[1]. Алексеев, А. Проблемы соединительной ткани в рамках эстетической медицины / А. Алексеев // Kosmetik international. – 2007. – № 4. – С. 98–100.
[2] Анисимов, В.Н. Молекулярные и физиологические механизмы старения / В.Н. Анисимов. – СПб. : Наука, 2003. – 468 с.
[3] Ахтямов, С.Н. Практическая дерматокосметология : учебное пособие / С.Н. Ахтямов, Ю.С. Бутов. – М. : Медицина, 2003. – 400с.
[4] Баховец, Н. Аппаратная косметология. Применение гальванического тока / Н. Баховец. – СПб. : Интан, 2009. – 76 с.
[5]. Боголюбов, В.М. Общая физиотерапия : учебное пособие для студентов медицинских институтов / В.М. Боголюбов, Г.Н. Пономаренко. – СПб., 1999. – 458 с.
[6]. Бондаренко, Л.Н. Физические методы лечения целлюлита / Л.Н. Бондаренко // Сборник статей НПО врачей-косметологов СПб. – СПб., 2001. – Вып. 2. – С. 76–83.
[7]. Зайчик, А.Ш. Основы общей патологии / А.Ш. Зайчик, Л.П. Чу-рилов. Т. 2 : Основы патохимии. – СПб. : ЭЛБИ–СПб, 2000. – С. 183–217.
[8]. Королькова, Т.Н. Старение человека в свете современных теорий / Т.Н. Королькова // Сборник статей НПО врачей-косметологов Санкт-Петербурга. – Вып. 2. – 2001. – С. 6–16.
[9]. Липовецкий, Б.М. Клиническая липидология / Б.М. Липовецкий. – СПб. : Наука, 2000. – 119 с.
[14]Яковенко, Лариса Александровна. Медико-социальные аспекты развития гиноидной липодистрофии у женщин репродуктивного возраста и пути профилактики 2019г.
[10]-(Draelos Z.D., 2005;
[11](Nürnberger F., 1978; Dancey Е., 1996; Rawlings A.V., 2006).
[12].Pereira de Godoy J.M., Guerreiro de Godoy M. de F., 2011).
[13].Terranova F., Berardesca Е., Maibach Н., 2006;